Главная » Статьи » Воспитателям » Общая информация |
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение МДОУ «Детский сад
№26».
Консультация для воспитателей "Диагностика
музыкального развития ребёнка старшего дошкольного возраста"
Из опыта работы музыкального руководителя Ортиной Светланы Борисовны...
2012 г. У детей,
которые часто соприкасаются с музыкой, более богатый мир чувств, они более
отзывчивы на переживания других людей, более жизнерадостны и деятельны, лучше,
быстрее и полнее воспринимают все новое, как правило, хорошо учатся в школе. Различные виды музыкальной
деятельности способствуют формированию сознания ребенка. Понимание музыки, ее
эмоциональное переживание, доступно даже маленьким. Эмоциональная отзывчивость
на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Развитие
музыкальных способностей осуществляется в комплексе и тесной взаимосвязи с
решением образовательных задач. Музыкально- образовательная деятельность
направлена на усвоение элементарных сведений о музыке, ее языке, средствах
выразительности, ее жанрах, а также приобретение определенного запаса умений и
навыков в различных видах исполнительства. Руководство
процессом музыкального воспитания дошкольников невозможно без учета общего
уровня музыкального развития всех детей в группе, а также без внимания к
индивидуальным особенностям музыкального развития каждого ребенка. С этой целью мы
периодически (обычно в начале и в конце года) проводим диагностику уровня
музыкального развития детей, предлагая им выполнить определенные задания,
позволяющие выявить уровень развития музыкальных способностей детей, а также
степень овладения ими необходимыми умениями и навыками в различных видах
музыкальной деятельности. Диагностика
музыкальных способностей ребенка должна основываться не столько на их
однократной оценке, сколько на выявлении их изменений по сравнению с прошлым и
соответственно готовности к совершенствованию в будущем. Предметом
обследования для нас стало музыкальное развитие детей в целом, которое включает
в себя: а) развитие музыкальных способностей; б) оценку знаний, умений и навыков в области восприятия музыки и исполнительской музыкальной деятельности; в) развитие
творческих способностей. Объектом
исследования стали дети старшего дошкольного возраста. Обоснованность и
достоверность результатов проведенной диагностики достигалось путем применения
инструментальных подходов, соответствующих целям и задачам исследования. Из
всей современной методической литературы по музыкальному воспитанию детей мы
выбрали удобную для себя форму и способы фиксации диагностических результатов.
Они подходят нам как диагностам, оперативны и легки в использовании, учитывают
наши индивидуальные особенности и профессиональные возможности. Для выявления
уровней музыкального развития детей мы составили диагностические карты
(смотрите папку «Диагностические карты») и разработали диагностические задания
– по одному на каждый показатель музыкального развития (смотрите папку
«Диагностические задания»). Выполнение детьми диагностических заданий оцениваем
по трехбалльной системе, опираясь на критерии качества освоения ребенком той
или иной способности, т.е. · Высокий уровень – 3 балла; · Средний уровень – 2 балла; · Низкий уровень – 1 балл. Для фиксации
результатов наблюдения используем таблицы. Поскольку в диагностике не один, а
несколько разделов, мы решили сделать не одну, а три таблицы: 1) Диагностика музыкальных способностей 2) Диагностика
обучаемости детей 3) Диагностика творческих способностей Все результаты по
выполнению заданий заносим в сводную таблицу, суммируем и выводим уровень
развития ( смотрите папку «Таблицы»). Исходя из
результатов диагностики в начале года, делаю выводы, как развивается каждый
ребенок, на кого направить особое внимание. Если у ребенка заметны новые
успехи, то их надо развивать до полного их раскрытия. Если же наоборот, ребенок
в чем – то затрудняется – помочь ему, подобрав правильные методы и приемы по
развитию его способностей. Таким образом, в
конце учебного года, по показаниям таблиц составляю графики уровня по развитию
музыкальных способностей, отмечаю изменения развития. В конце года результаты
диагностического исследования представляю на педсовете. Несколько
рекомендаций по организации диагностической процедуры: во-первых, до начала
диагностики педагог должен знать ситуацию развития ребенка, уточнить условия, в
которых существует ребенок, его индивидуальные особенности; во-вторых,
диагностику следует проводить в привычной для ребенка обстановке. Педагогу
важно быть доброжелательным в общении с дошкольником, помогать ему
сориентироваться в заданиях посредством простых и понятных вопросов. Выслушивать
ребенка педагог должен до конца, не перебивая и не поправляя его ответы. В ходе
диагностики необходимо широко использовать наглядный материал. | |
Категория: Общая информация | Добавил: MyzRyk (07.02.2013) | |
Просмотров: 3515 |